Наименование Программы |
Программа развития (далее — Программа) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа № 138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Учреждение) |
Основные разработчики |
Рабочая группа Учреждения по разработке и реализации Программы |
Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы |
1 этап – обсуждение проекта Программы на Совете Учреждения; 2 этап — согласование с учредителем; 3 этап – утверждение Программы |
Исполнители Программы |
1. Участники образовательных отношений.
2. Социальные партнёры Учреждения |
Основания для разработки Программы |
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. 2.Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее -ФГОС образования обучающихся с УО), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1599. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598. 5.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10. 6.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15. 7.Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». 8.Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013г. №54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан» |
Цель Программы |
Разработка стратегии и тактики развития Учреждения, направленных на создание оптимальных социально-педагогических условий для обеспечения процессов обновления образования, совершенствование качества предоставления услуг обучающимся с нарушениями слуха и задержкой психического развития (ЗПР) |
Задачи Программы
|
1.Формирование представления о необходимых изменениях. 2.Выявление перспективных направлений развития Учреждения и моделирование ее нового качественного состояния. 3.Целевая ориентация и мотивирование деятельности всех участников образовательного процесса, направленные на успешное осуществление изменений. 4.Разработка условий для реализации инновационных образовательных программ, интегрирующих ценности и цели всех субъектов педагогического процесса. 5.Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов и обучающихся, самопроектирование стратегии развития. 6.Стабильная социализация выпускников в различные социальные группы. 7.Развитие сетевого межведомственного взаимодействия. 8.Развитие ресурсной базы Учреждения путем реализации основных направлений программы |
Методологическая основа Программы Срок реализации |
Теория социально-педагогического проектирования основных направлений развития Учреждения, которая позволяет рассматривать образовательную организацию как субъект своего развития, целостный организм развивающийся во взаимодействии постоянно изменяющейся средой 2016 – 2020 годы 1. Разработка проектов, обеспечивающих достижение основных направлений. 2. Реализация основных направлений, внедрение. 3. Мониторинг выполнения Программы |
Основные направления Программы
|
1.Переход на ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание условий для развития инновационной деятельности Учреждения.
5.Развитие государственно-общественной системы внутришкольного управления, сетевого межведомственного взаимодействия |
Финансирование Программы |
Средства государственного бюджета Республики Башкортостан и различных внебюджетных источников |
Этапы реализации Программы |
1-й этап – Организационный (2016 – 2017 гг.) 1.Принятие решения Совета о разработке и реализации. 2.Определение системы управления проектом разработки Программы, организация рабочих групп по созданию Программы. 3.Определение необходимых ресурсов для решения проблем. 4.Разработка Программы: -проблемно-ориентированный анализ; -разработка и формулирование концепции развития Учреждения; -выявление перспективных направлений развития Учреждения и моделирование ее нового качественного состояния; -разработка плана действий по реализации Программы Ожидаемые результаты:
2.Создание структуры управления Программой, распределение ролей и функциональных обязанностей между участниками создания и реализации Программы. 3.Создание мотивационных, организационных, кадровых, научно-методических условий. 4.Разработка основных положений Программы: — информационно-аналитическая справка; — концепция развития Учреждения; — тактический план действий. 5.Обобщение опыта и переход к компетентностному подходу к образовательным услугам, социализация личности обучающегося с УО в образовательном пространстве Учреждения. 6.Проведение мониторинга инновационных процессов Учреждения. 7.Изучение теоретических основ построения личностно-ориентированной здоровьесберегающей коррекционно-развивающей системы Учреждения. 8.Профессиональная подготовка педагогов. 9.Дополнительный подбор и апробация индивидуальных программ, форм, методов и специальных приемов обучения, воспитания, коррекции недостатков развития обучающихся с УО с целью формирования социально-направленной, активной личности в условиях толерантного отношения к каждому, с учетом здоровьесбережения и личностно-ориентированного подхода. 10.Активное использование информационных и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном коррекционно-развивающем процессе. 11.Организация проектной деятельности обучающихся с УО. 12.Развитие познавательной и творческой активности обучающихся с использованием возможностей внеурочной деятельности. Взаимодействие Учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детей. 13.Критерии и мониторинг эффективности реализации Программы 2-й этап – Основной этап (2017-2019 гг.) 1.Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние, реализация личностно-ориентированной здоровьесберегающей коррекционно — развивающей образовательной системы Учреждения. 2.Пошаговая реализация Программы. 3.Повышение уровня компетенции педагогов в области информатизации и информационной деятельности. 4.Срезовая диагностика эффективности реализации Программы Ожидаемые результаты: 1.Мотивация участников образовательного процесса для активной работы по реализации Программы. 4.Выход Учреждения на качественно новый этап развития. 5.Введение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), инновационных технологий в учебно-воспитательный и коррекционный процесс, отслеживание эффективности их применения. 6.Совершенствование системы внеурочной деятельности Учреждения (с приоритетом ценностно-ориентационной и спортивно-оздоровительной работы). 7.Уровень эффективности реализации Программы. Текущая корректировка компонентов Программы на основании анализа промежуточных результатов 3-й этап – Обобщающий (2020 г.) 1.Коррекция процессов, протекающих в Учреждении, изучение, обобщение и трансляция опыта работы по реализации Программы. 2.Соотнесение результатов реализации Программы с поставленными целями и задачами. 3.Выявление и обобщение наиболее эффективного опыта работы педагогов и Учреждения в целом. 4.Изучение условий, существенных при организации деятельности Учреждения на этапе постреализации Программы. Ожидаемые результаты: -анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития Учреждения; -оценка эффективности реализации Программы; -обобщение опыта, формирование внутреннего банка данных: -социализация личности обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР в условиях личностно-ориентированного образовательного пространства; -обеспечение стабильности качества коррекционно-развивающей работы с обучающимися, освоение ФГОС образования обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР; -активное использование информационных технологий, технологий проектной деятельности в учебном и управленческом процессе; -отбор и адаптация существующих учебных пособий, разработка необходимого программного и учебно-методического сопровождения образования с позиций здоровьесбережения; -расширение спектра занятий внеурочной деятельности; -проведение мониторинга инновационных процессов Учреждения; -перспективное планирование работы Учреждения в режиме развития. |
Принципы реализации Программы |
Реализация Программы строится на: -программно-целевом подходе, который предполагает единую систему планирования, коррекции и регулирования действий; -преемственности данной и предыдущей Программ; -включении в решение задач Программы субъектов образовательного пространства Учреждения, города, республики. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
-положительные тенденции роста уровня обученности и качества знаний обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР; -формирование позитивной социальной активности обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР; -реализация новых подходов к формированию развивающей среды; -увеличение положительной динамики состояния здоровья воспитанников; -увеличение численности педагогического персонала, ежегодно проходящего повышение квалификации, профессиональную переподготовку, повышение качественного состава путём прохождения аттестации; -увеличение количества педагогов, участвующих в инновационных образовательных проектах на городском, республиканском, российском и международном уровне; -повышение эффективности системы внеурочной деятельности; -обновление и повышение эффективности материально-технического обеспечения развития системы образования; -повышение уровня конкурентоспособности, психологической стойкости, эмоциональной уравновешенности и стабильности выпускников; -повышение профессионализма и компетентности педагогов Учреждения через непрерывное развитие экспериментальной и инновационной деятельности |