Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование Программы

Программа развития (далее — Программа) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа № 138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Учреждение)

Основные разработчики

Рабочая группа Учреждения по разработке и реализации Программы  

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы 

1 этап – обсуждение проекта Программы на Совете Учреждения;

2 этап — согласование с учредителем;

3 этап – утверждение Программы

Исполнители Программы

1. Участники образовательных отношений.

2. Социальные партнёры Учреждения

Основания для разработки Программы 

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2.Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее -ФГОС образования обучающихся с УО), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1599.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598.

5.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10.

6.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15.

7.Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

8.Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013г. №54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан»

Цель Программы

Разработка стратегии и тактики  развития Учреждения, направленных на создание оптимальных социально-педагогических условий для обеспечения процессов обновления образования, совершенствование качества предоставления услуг обучающимся с нарушениями слуха и задержкой психического развития (ЗПР)

Задачи Программы

1.Формирование представления о необходимых изменениях.

2.Выявление перспективных направлений развития Учреждения и моделирование ее нового качественного состояния.

3.Целевая ориентация и мотивирование деятельности всех участников образовательного процесса, направленные на успешное осуществление изменений.

4.Разработка условий для реализации инновационных образовательных программ, интегрирующих ценности и цели всех субъектов педагогического процесса.

5.Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов и обучающихся, самопроектирование стратегии развития.

6.Стабильная социализация выпускников в различные социальные группы.

7.Развитие сетевого межведомственного взаимодействия.

8.Развитие ресурсной базы Учреждения путем реализации основных направлений программы

Методологическая основа Программы

Срок реализации

Теория социально-педагогического проектирования основных направлений развития Учреждения, которая позволяет рассматривать образовательную организацию как субъект своего развития, целостный организм развивающийся во взаимодействии постоянно изменяющейся средой

2016 – 2020 годы

1. Разработка проектов, обеспечивающих достижение основных направлений.

2. Реализация основных направлений,  внедрение.

3. Мониторинг выполнения Программы

Основные направления Программы

1.Переход на ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание условий для развития инновационной деятельности Учреждения.

  1. 2.Развитие кадрового потенциала Учреждения.

  2. 3.Создание доступной архитектурной и информационной среды, совершенствование школьной инфраструктуры.

  3. 4.Дальнейшее совершенствование здоровье сберегающей образовательной среды в Учреждении с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР.

5.Развитие государственно-общественной системы внутришкольного управления, сетевого межведомственного взаимодействия

Финансирование

Программы

Средства государственного бюджета Республики Башкортостан и различных внебюджетных источников

Этапы реализации Программы

1-й этап – Организационный (2016 – 2017 гг.)

1.Принятие решения Совета о разработке и реализации.

2.Определение системы управления проектом разработки Программы, организация рабочих групп по созданию Программы.

3.Определение необходимых ресурсов для решения проблем.

4.Разработка Программы:

-проблемно-ориентированный анализ;

-разработка и формулирование концепции развития Учреждения;

-выявление перспективных направлений развития Учреждения и моделирование ее нового качественного состояния;

-разработка плана действий по реализации Программы

Ожидаемые результаты:

  1. Определение темы, приоритетных направлений деятельности и принципов их реализации.

2.Создание структуры управления Программой, распределение ролей и функциональных обязанностей между участниками создания и реализации Программы.

3.Создание мотивационных, организационных, кадровых, научно-методических условий.

4.Разработка основных положений Программы:

— информационно-аналитическая справка;

— концепция развития Учреждения;

— тактический план действий.

5.Обобщение опыта и переход к компетентностному подходу к образовательным услугам, социализация личности обучающегося с УО в образовательном пространстве Учреждения.

6.Проведение мониторинга инновационных процессов Учреждения.

7.Изучение теоретических основ построения личностно-ориентированной здоровьесберегающей коррекционно-развивающей системы Учреждения.

8.Профессиональная подготовка педагогов.

9.Дополнительный подбор и апробация индивидуальных программ, форм, методов и специальных приемов обучения, воспитания, коррекции недостатков развития обучающихся с УО с целью формирования социально-направленной, активной личности в условиях толерантного отношения к каждому, с учетом здоровьесбережения и личностно-ориентированного подхода.

10.Активное использование информационных и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном коррекционно-развивающем процессе.

11.Организация проектной деятельности обучающихся с УО.

12.Развитие познавательной и творческой активности обучающихся с использованием возможностей внеурочной деятельности. Взаимодействие Учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детей.

13.Критерии и мониторинг эффективности реализации Программы

2-й этап – Основной этап (2017-2019 гг.)

1.Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние, реализация личностно-ориентированной здоровьесберегающей коррекционно — развивающей образовательной системы Учреждения.

2.Пошаговая реализация Программы.

3.Повышение уровня компетенции педагогов в области информатизации и информационной деятельности.

4.Срезовая диагностика эффективности реализации Программы

Ожидаемые результаты:

1.Мотивация участников образовательного процесса для активной работы по реализации Программы.
2.Р
абота над реализацией Программы по направлениям.
3.В
овлечение в работу большего числа участников (педагогов, обучающихся, родителей, общественности).

4.Выход Учреждения на качественно новый этап развития.

5.Введение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), инновационных технологий в учебно-воспитательный и коррекционный процесс, отслеживание эффективности их применения.

6.Совершенствование системы внеурочной деятельности Учреждения (с приоритетом ценностно-ориентационной и спортивно-оздоровительной работы).

7.Уровень эффективности реализации Программы. Текущая корректировка компонентов Программы на основании анализа промежуточных результатов

3-й этап – Обобщающий (2020 г.)

1.Коррекция процессов, протекающих в Учреждении, изучение, обобщение и трансляция опыта работы по реализации Программы.

2.Соотнесение результатов реализации Программы с поставленными целями и задачами.

3.Выявление и обобщение наиболее эффективного опыта работы педагогов и Учреждения в целом.

4.Изучение условий, существенных при организации деятельности Учреждения на этапе постреализации Программы.

Ожидаемые результаты:

нализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития Учреждения;

-оценка эффективности реализации Программы;

-обобщение опыта, формирование внутреннего банка данных:

-социализация личности обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР в условиях личностно-ориентированного образовательного пространства;

-обеспечение стабильности качества коррекционно-развивающей работы с обучающимися, освоение ФГОС образования обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР;

-активное использование информационных технологий, технологий проектной деятельности в учебном и управленческом процессе;

-отбор и адаптация существующих учебных пособий, разработка необходимого программного и учебно-методического сопровождения образования с позиций здоровьесбережения;

-расширение спектра занятий внеурочной деятельности;

-проведение мониторинга инновационных процессов Учреждения;
-внедрение обновленной системы коллективного планирования деятельности Учреждения;

-перспективное планирование работы Учреждения в режиме развития.

Принципы реализации Программы

Реализация Программы строится на:

-программно-целевом подходе, который предполагает единую систему планирования, коррекции и регулирования действий;

-преемственности данной и предыдущей Программ;

-включении в решение задач Программы субъектов образовательного пространства Учреждения, города, республики.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

-положительные тенденции роста уровня обученности и качества знаний обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР;

-формирование позитивной социальной активности обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР;

-реализация новых подходов к формированию развивающей среды;

-увеличение положительной динамики состояния здоровья воспитанников;

-увеличение численности педагогического персонала, ежегодно проходящего повышение квалификации, профессиональную переподготовку, повышение качественного состава путём прохождения аттестации;

-увеличение количества педагогов, участвующих в инновационных образовательных проектах на городском, республиканском, российском и международном уровне;

-повышение эффективности системы внеурочной деятельности;

-обновление и повышение эффективности материально-технического  обеспечения развития системы образования;

-повышение уровня конкурентоспособности, психологической стойкости, эмоциональной уравновешенности и стабильности выпускников;

-повышение профессионализма и компетентности педагогов Учреждения через непрерывное развитие экспериментальной  и инновационной деятельности