В основе разработки программы развития Учреждения лежит стратегический анализ внешней и внутренней среды организации.
3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Наименование учреждения Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Год открытия учреждения: 2005 год.
4. Банковские реквизиты учреждения и органа управления образованием л/сч 0211007193 в Министерстве финансов Республики Башкортостан, л/сч 03012041250 в УФК по РБ
2. Структура и контингент
1. Количество обучающихся, воспитанников (наполняемость учреждения): 38 человек.
2. В том числе приходящих 38 человек
3. Количество классов-комплектов, групп 8 классов
4. Количество учащихся с нарушением интеллекта (умственно отсталых ):
5. Количество классов для детей с задержкой психического развития 1.
6. Комплектование на 2015-2016 учебный год (количество поступивших детей) 8 , в том числе в 1-ый класс — 8.
7. Социальный состав учащихся:
-
дети из многодетных семей 3_ ,
-
дети из малообеспеченных семей — 1,
-
дети из семей «группы риска» —,
-
детей одиноких матерей (отцов)-1,
-
детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев -,
-
детей-инвалидов -21 ,
-
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -2
из них под опекой (попечительством) —2.
8. Количество выпущенных детей -,
в том числе:
— после 9(10) класса — 7,
— после 11(12) класса — ,
из них сдавали:
— государственный выпускной экзамен — 7,
3. Кадры
Всего работников 28.
Педагогов 13 , из них:
а) учителей 14, том числе с высшим образованием 13 , дефектологическим 4 , неполным высшим — , средним специальным — , средним — , имеющих высшую квалификационную категорию , 1-ю – 9 , 2-ю —0 , имеющие звания (какие, сколько учителей) — Почетный работник общего образования — 1, до 30 лет – 3 , от 30 лет до достижения пенсионного возраста 8 , работающих пенсионеров 3 .
б) заместителей директора 2
ЗД по учебной части Найденова Галина Алексеевна, 1953 г.р. 2 высших образования: преподаватель русского языка и литературы и дефектология, пед. стаж- 33 год, стаж работы ЗДУВР в данном учреждении – 9 лет,
ЗД по воспитательной работе Клюева Светлана Германовна, 1974 г.р., высшее образование: учитель, 1-я квалификационная категория , пед. стаж – 19 лет, стаж работы ЗДВР в данном учреждении – 5 лет.
г) психологов — , Ковалевская Оксана Юрьевна, -1-я квалификационная категория, высшее образование — 0, специальность дефектология, пед. стаж – 0 , стаж работы психологом в данном учреждении – 0.
д) социальных педагогов 1, Бакиева Нурия Хаматнуровна, 1982 г.р., высшее образование, специальность, пед. стаж – 13, стаж работы социальным педагогом в данном учреждении — 10 лет.
е) учителей-дефектологов (из них освобожденных) 4 (-), из них имеют дефектологическое образование 4 .
ж) логопедов 1 , из них с высшим образованием по профилю — , с курсовой подготовкой по профилю — .
Работников бухгалтерии 2
гл. бухгалтер Борисова Ольга Сергеевна, образование высшее, экономист, стаж работы бухгалтером 12 лет
бухгалтер Глухова Гульнара Шураевна, образование высшее, экономист, стаж работы бухгалтером 4 года.
Медицинских работников — 1 , из них
а) медицинских сестер — 1 ,
Медведева Светлана Ивановна, 1965 г.р., мед.стаж- 32 года, последняя курсовая подготовка -2015 г. , стаж работы в данном учреждении – 4 года 3 месяца
Работников пищеблока 1 , из них поваров с образование по специальности 1 .
4. Направления в работе учреждения
1. Тема, над которой работает учреждение «Пути реализации СФГОС обучающихся с ОВЗ ».
2. Подходы к учебно-воспитательному процессу в учреждении. Постепенное внедрение технологии компетентностно-ориентированных заданий.
3. Наличие психолого-медико-педагогической консилиума:
ПМПк работает с 2001-2002 учебного года, входят такие специалисты, как:
председатель консилиума- Найденова Г.А. – сурдопедагог, учитель русского языка и литературы, завуч школы
члены консилиума:
Ковалевская О.Ю. – сурдопедагог,
Липатова Е.Л. – сурдопедагог, учитель-дефектолог слухового кабинета,
Карпова Н.В. – сурдопедагог,
Бакиева Н.Х. – социальный педагог
количество детей охваченных психолого-медико-педагогическим сопровождением – 38
5. Количество кружков, секций (каких) 4 — танцевальный кружок, кружок изобразительного искусства, кружок вокала, секция бадминтон
5. Результат работы
1. Окончили 2014-2015 год 42, в том числе:
1) на «5»
а) всего 3
б) из них:
— в среднем звене 3 ,
2) на «4» и «5»
а) всего 15 ,
б) из них:
— в начальном звене 6 ,
— в среднем звене 9 ,
3. Процент успеваемости
а) по всем классам 100%,
б) в том числе:
— в начальном звене 100%,
— в среднем звене 100%,
3. Процент качества
а) по всем классам 50 %,
б) в том числе:
— в начальном звене 21 %,
— в среднем звене 79 %,
4. Выпущено 7 .
5. Участие в городских, районных, республиканских, зональных, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях:
V открытый республиканский смотр-конкурс среди детей с ОВЗ «Созвездие талантов», республиканские спортивные соревнования для учащихся с нарушениями слуха, посв. «Международному дню защиты детей», городской конкурс жестовой песни и «художественного слова» «Весна Победы!»
6. Материально-техническая учебная база
1. двухэтажное здание,1963 г..
7. Состояние нормативно-правовой документации
1. Устав (приведен ли в соответствие с нормативными правовыми актами) приведен
2. Свидетельство о регистрации права оперативного управления (№, дата, кем выдан) 11 июля 2006 года, реестровый № 05507614, выдан Министерством имущественных отношений РБ.
3. Государственный акт на право владения, постоянного пользования землёй (№, дата, кем подписан) № 1942 от 13.07.2011 Приказ Министерства образования РБ.
4. Свидетельство о регистрации права на земельный участок – от 31 октября 2011 года 04 АГ 44 2509
5. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности (№ ,дата, кем выдана и на какой срок) № 0753 от 04 апреля 2012 г. Серия 02 № 003117
6. Аккредитовано ли учреждение (приказ №, дата) поручено ли свидетельство об аккредитации (№, дата, кем выдано)
№ 0423 от 07.06.2012 г. Серия 02А01 № 0000121
7. Сертификация услуг общественного питания (кем выдан сертификат, дата, на какой срок) №РОСС RU АЕ82, МО9066 № 0081638 с 01.08.13 по 31.07.16, ООО фирма «Партнер».
8. Перспективное 2х недельное меню в наличии.
9. Документы на осуществление платных услуг (каких), аренды и т.п. — .
8. СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ
1. Стоимость детодня в прошедшем учебном году 83 р.
9. Медицинский блок
1. Обеспеченность лекарствами, медикаментами в прошедшем учебном году и в настоящее время только на экстренные случаи .
2. Количество медицинский кабинетов – 1
Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства образования Республики Башкортостан. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан (далее — Учредитель).
Функции и полномочия собственника имущества от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан с ОВЗ на обучение на основе усвоения адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Деятельность Учреждения направлена на:
-
формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ на основе усвоения адаптированных основных общеобразовательных программ;
-
создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, формирование гуманистических ценностей и творческого мышления, вооружение обучающихся системой знаний о природе, обществе, человеке и его труде;
-
воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;
-
социальная адаптация и интеграция обучающихся с ОВЗ;
-
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками Учреждения.
Образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ организуется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения и расписанием учебных занятий, которые разрабатываются Учреждением.
Учреждение работает в одну смену по графику 5 – дневной рабочей недели, начало занятий в 9:00 часов. Для подготовки 1 классов характерен «ступенчатый» режим обучения (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре – декабре по 35 минут каждый; по расписанию. Продолжительность академического часа не менее 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут и одной большой перемены – 30 минут.
Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября и его продолжительность определяется календарным учебным графиком в соответствии с учебным планом адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ. В процессе освоения адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Учреждением самостоятельно. Срок обучения в учреждении 9 – 13 лет.
3.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического менеджмента, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей организации и для выработки стратегии поведения.
Внешняя среда анализируется по следующим направлениям:
1.Мегасреда – среда отдаленного влияния, связанная с изменениями в мировой политике и экономике.
2.Макросреда – это среда косвенного воздействия на организацию (политические, экономические, социальные и технологические факторы).
3.Микросреда – это ближайшее внешнее окружение организации, оказывающее на нее прямое и непосредственное воздействие.
Анализ мегасреды
Целью Федеральной целевой программы развития образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Федеральной целевой программы являются:
-модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
— приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
-развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
В Республике Башкортостан образованию уделяется большое внимание. Этому способствует социально-экономическая обстановка. Несмотря на то, что функционирование экономики Республики Башкортостан осложнено последствиями мирового финансово-экономического кризиса, конструктивная экономическая и социальная политика, проводимая в республике, а также улучшение внешнеэкономических условий позволили выйти на траекторию положительных тенденций в преодолении кризисных явлений и обеспечить в целом восстановление экономического роста.
По итогам мониторинга социально-экономического развития Республики Башкортостан Министерство экономического развития Республики Башкортостан (далее – Минэкономразвития РБ) констатирует «обеспечение положительной динамики доходов населения, улучшение ситуации на рынке труда, наличие позитивных изменений в демографической ситуации».
Традиционно на форумах и совещаниях работников образования республики подчеркивается, что развитие системы образования в республике всегда рассматривается как один из главных приоритетов социально-экономической политики.
Анализ макросреды
Таблица. PEST-анализ факторов, влияющих на Учреждение
Факторы |
Влияние на Учреждение |
Политические Наличие образовательной политики государства |
Позволяет решать вопросы долгосрочного планирования. Учреждение имеет четко обозначенный государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к образовательной системе, возможность выбрать собственную линию развития и в то же время диктует некоторые преобразования как обязательные (реализация компетентностного подхода и др.), ставит Учреждение перед необходимостью использования инновационных технологий, переосмысливания своей деятельности, осуществлять научно-методическую работу в данном направлении |
Экономические Переход на нормативное подушевое финансирование Недостаточное финансирование |
Позволит самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику, однако можно предвидеть и ряд негативных последствий (вынужденное сокращение кадров) Побуждает Учреждение к поиску других источников финансирования (получение грантов, участие в республиканских программах, социальное партнерство и др.) |
Социальные Имидж образовательного учреждения Наличие асоциальных семей |
Стимулирует Учреждение к целенаправленной работе по созданию привлекательного образа Учреждения для потенциальных и реальных потребителей ее образовательных услуг. Общее ухудшение социальной ситуации в стране, рост безработицы, увеличение числа социально-незащищенных семей, рост алкоголизма, наркомании, отсутствие традиций и нравственных ценностей в семьях ведет к необходимости усиления работы Учреждения с семьями детей |
Технологические Внедрение в образовательный процесс информационных и Интернет-технологий Внедрение здоровьесберегающих технологий в Учреждении |
Дальнейшее продвижение в Учреждение информационно-коммуникативных технологий, повсеместное использование Интернет-ресурсов, информатизация учебно-воспитательного процесса делают Учреждение конкурентоспособным, с другой стороны у Учреждения возникает необходимость качественно новой подготовки педагогических кадров, а также интенсивный поток информации, постоянно усложняющийся научно-методический комплекс мероприятий в Учреждении влияет на и так довольно слабое здоровье детей. Необходимость отбора методик преподавания, которые соответствуют современным требованиям |
Таким образом, развитие образовательной системы Учреждения, с одной стороны, должно ориентироваться на государственный заказ и государственную политику в области образования (реализацию компетентностного похода, приоритет здоровьесберегающих и информационных технологий), с другой стороны – в сложившихся условиях Учреждение должно четко определить собственные цели, ценности, миссию, политику и тактику, которые обеспечат:
-
привлекательность для социальных заказчиков;
-
стабильность и успешность функционирования и развития Учреждения в изменяющемся социуме, в условиях рыночной экономики.
Анализ микросреды
Тенденции развития современного российского общества направлены на создание условий для получения доступного и качественного образования всеми слоями населения. Обеспечение доступности качественного общего образования, выравнивание стартовых возможностей его получения, позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) органами государственной власти республики создаются условия для получения общего образования, а также самообразования.
В Республике Башкортостан более 50 интернатных учреждений с круглосуточным пребыванием детей. Совершенствуется сеть интернатных учреждений, активно идет процесс ее оптимизации.
Школа-интернат – образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети находящиеся под опекой (попечительством).
Школы-интернаты делятся на:
-общеобразовательные, в том числе инновационные (гимназии – интернаты, лицеи – интернаты, школы-интернаты спортивного профиля и др.);
-школы закрытого типа;
-санаторные школы-интернаты;
-коррекционные школы-интернаты.
Школы-интернаты решают проблемы обучения, воспитания, реабилитации и социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей, нуждающихся в особых образовательных услугах.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность данных учреждений, в целом соответствуют федеральному и региональному законодательству.
Интернатные учреждения обеспечены помещениями для проживания, организации образовательного и воспитательного процесса, подсобными помещениями. Пищеблоки и столовые имеются во всех учреждениях, однако не во всех учреждениях соответствуют установленным нормативам. Частично требуется замена кухонного оборудования, ремонт и реконструкция помещений пищеблоков в соответствии с новыми требованиями Роспотребнадзора.
Более 50% зданий требуют комплексного капитального ремонта и реконструкции. Необходим ремонт инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления и работы по доведению до норм уровня искусственного освещения. Требуется новая мебель, технологическое и холодильное оборудование для пищеблоков.
Во всех учреждениях есть медицинские кабинеты, но имеется дефицит площадей и набора помещений: совмещение процедурных прививочных кабинетов, недостаточные площади врачебных кабинетов. Необходимо дооборудование медицинских кабинетов и их реконструкция в отдельных помещениях. Лицензию на ведение медицинской деятельности имеют не все интернатные учреждения.
Все учреждения интернатного типа подключены к сети Интернет. Однако внедрение новых ИКТ требует обновления компьютерной техники.
Автотранспортные средства есть не во всех учреждениях, не все имеющиеся автобусы оборудованы для перевозки детей.
Немаловажной остается задача развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социализация, реабилитация и интеграция в общество. Существует проблема подготовки квалифицированных кадров для работы с детьми из интернатных учреждений. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – ведущая составляющая успешной деятельности учреждений. Дефицит профессионально подготовленных кадров сказывается на качестве предоставления услуги.
SWOT-анализ интернатных учреждений Республики Башкортостан
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Увеличение затрат на интернатные учреждения. Повышение эффективности расходования бюджетных средств (введение подушевого финансирования). Осуществление государственной поддержки педагогических кадров. Система краткосрочного обучения руководящих, педагогических работников. Применение здоровьесберегающих технологий |
Недостаточность нормативно-правовой базы по вопросам интернатных учреждений. Недостаточно современная материально-техническая база. Проблема дефицита кадров со специальным образованием и управленческих кадров необходимой квалификации. Неконкурентоспособность на современном рынке труда выпускников специальных интернатных учреждений |
Возможности (O) |
Угрозы (Т) |
Внедрение новых финансово-экономических механизмов в деятельности интернатных учреждений. Реализация творческих и социально-значимых проектов. Получение грантов различных уровней. Участие в реализации республиканских целевых программах. Развитие сетевого межведомственного взаимодействия, привлечение внебюджетных средств. |
Отсутствие достаточного финансирования. Социальная напряженность. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа № 138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — это специальная школа для детей с ОВЗ. Учреждение реализует программы специального (коррекционного) образования для детей с нарушениями слуха и ЗПР, оказывает образовательную услугу для определенного сегмента рынка образовательных услуг.
Анализ деятельности Учредителя
Учредитель утверждает Устав Учреждения, а также вносимые в него изменения, назначает руководителя Учреждения и сокращает его полномочия, заключает и прекращает трудовой договор с руководителем Учреждения.
Порядок определения указанных нормативных затрат устанавливается Учредителем. Объем субсидий определяется на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за УчреждениемегоУчредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных емуУчредителем на приобретение такого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Предоставление субсидии Учреждению осуществляется на основании соглашения на предоставление субсидии, заключенного между Учреждением и Учредителем, определяющего цели, условия предоставления, объемы и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, а также порядки контроля за расходованием и возврата субсидии в бюджет Республики Башкортостан в случае установления Учредителем фактов нецелевого использования предоставленной субсидии и (или) невыполнения Учреждением условий предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.
Соглашение заключается на один финансовый год после утверждения бюджета Республики Башкортостан с приложением соответствующих расчетов определения нормативных затрат. Форма типового соглашения утверждается Учредителем.
Учредитель определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса Учреждения, осуществляет экономический анализ деятельности Учреждения, осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством.
SWOT – анализ внешней среды Учреждения
(Учредитель и органы местного самоуправления, осуществляющие управления в сфере образования Республики Башкортостан)
Сильные стороны |
Возможности |
Поддержка со стороны Учредителя и органов управления образованием, понимание проблем Учреждения |
Содействие в решении кадровых, информационных, материально-технических вопросов, предоставление возможностей участия в профессиональных конкурсах, получении грантов и др., курирование инновационного процесса в Учреждении |
Слабые стороны |
Угрозы |
Ограничение самостоятельности Учреждения в рамках своей компетенции |
Не выявлены |
Анализ контактной аудитории – ближайшей социальной среды Учреждения
-
Семьи обучающихся с нарушениями слуха и ЗПР.
-
Учреждения здравоохранения.
-
Другие интернатные и общеобразовательные учреждения.
-
Культурно-просветительские организации.
-
Правоохранительные учреждения.
-
Средства массовой коммуникации.
SWOT – анализ внешней среды Учреждения
-
Семьи обучающихся с ОВЗ
Сильные стороны |
Возможности |
Контактирование семей имеющих детей с ОВЗ – обеспечивает Учреждению высокий кредит доверия |
Педагогический коллектив может существенно влиять на формирование мнения относительно образовательной политики Учреждения |
Слабые стороны |
Угрозы |
Семьи обучающихся ориентированы на традиционные формы коррекционной работы Учреждения и могут выражать недоверие происходящим изменениям |
В случае открытой конфронтации могут нанести существенный ущерб имиджу Учреждения |
-
Учреждения здравоохранения
Сильные стороны |
Возможности |
Содействие в проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся с ОВЗ, вакцинопрофилактика, проведение совместной профилактической работы в отношении вредных привычек, простудных заболеваний, организации режима дня и вопросов личной гигиены обучающихся, проведение родительского всеобуча |
Проведение совместных мероприятий, участие в просветительской работе |
Слабые стороны |
Угрозы |
Несогласованность в работе Учреждения и учреждений здравоохранения |
Низкая оплата труда врачей-специалистов в общеобразовательных организациях |
-
Другие интернатные и образовательные учреждения
Сильные стороны |
Возможности |
Содействие в решение аналогичных проблем, обмен опытом по организационным, методическим и другим вопросам. Участие в мероприятиях |
Сотрудничество в разных областях деятельности, получение информации об инновациях, реализация совместных проектов |
Слабые стороны |
Угрозы |
Продвижение чужого опыта без проведения специальных исследований о целесообразности |
Уменьшение численности обучающихся в случае предоставления более качественных образовательных услуг по месту жительства |
-
Культурно-просветительские организации
Сильные стороны |
Возможности |
Частично обеспечивают внеурочную занятость обучающихся, предоставляют возможности для получения дополнительного образования, могут быть источником дополнительной рекламы Учреждения |
Проведение занятий на базе Учреждения, проведение совместных мероприятий, содействие в реализации образовательной программы Учреждения (организация выставок, концертов, лекций), участие в рекламных акциях Учреждения |
Слабые стороны |
Угрозы |
В случае неправильной образовательной политики могут занимать много времени у обучающихся, отвлекать их от образовательного процесса, вызывать перегрузки |
Не выявлены |
-
Правоохранительные учреждения
Сильные стороны |
Возможности |
Содействие в профилактике правонарушений, участие в родительском всеобуче |
Проведение совместных мероприятий по профилактике правонарушений, оказание помощи в работе социального педагога, профориентационная работа |
Слабые стороны |
Угрозы |
Несогласованность действий Учреждения и правоохранительных учреждений |
Не выявлены |
-
Социальные партнеры
Сильные стороны |
Возможности |
Дополнительное финансирование и совместное проведение мероприятий различного уровня |
Улучшение материально-технической базы, реализация совместных проектов, содействие в реализации экскурсионной и досуговой деятельности |
Слабые стороны |
Угрозы |
Ненадежность источника финансовых поступлений, ограничения в использовании при реализации долгосрочных программ |
Попадание Учреждения в зависимость от социальных партнеров |
-
Средства массовой информации
Сильные стороны |
Возможности |
Информирование о деятельности Учреждения |
Отражение позиции Учреждения в средствах массовой информации, реклама Учреждения, участие в мероприятиях школы СМИ |
Слабые стороны |
Угрозы |
Собственная интерпретация информации о деятельности Учреждения |
Представление средствами массовой информации искаженного образа Учреждения |
SWOT-матрица. Выявление путей развития Учреждения
с учетом влияния внешней среды
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
Использование сильных сторон для реализации возможностей. Организация сотрудничества по вопросам деятельности Учреждения, создание положительного имиджа, продвижение Учреждения на рынке образовательных услуг |
Использование сильных сторон для избегания угроз. Проведение открытой образовательной политики Учреждения, информирование ближайшего окружения о своей деятельности |
Слабые стороны |
Преодоление слабых сторон за счет возможностей. Обеспечение стабильной работы Учреждения |
Минимизация слабых сторон для избегания угроз. Детальное изучение ближайшего окружения Учреждения |
Выводы:
-
ближайшая социальная среда Учреждения готова принять перемены, происходящие в ней;
-
развитие сетевого межведомственного взаимодействия, которое может существенно расширить возможности Учреждения;
-
расширение спектра сотрудничества не должно затрагивать образовательной политики Учрежденияи не должно отрицательно отражаться на качестве предоставляемых образовательных услуг;
-
ближайшая социальная среда Учреждениядолжна быть информирована о его деятельности и изменениях, происходящих в нем;
-
Учреждение может влиять на свое ближайшее социальное окружение и должно проводить разъяснение своей образовательной политики и других видов деятельности;
-
Учреждение заинтересовано в создании положительного имиджа и должно содействовать этому, применение инновационных и здоровье сберегающих технологий для продвижения на рынке образовательных услуг должно стать обязательным компонентом работы.
3.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Проанализируем внутреннюю среду организации по следующим направлениям:
-
маркетинговая деятельность;
-
финансовое состояние и материально-техническая база Учреждения;
-
персонал Учреждения.
Маркетинговая деятельность
Значение маркетинга в образовании весьма велико: маркетинг позволяет определить востребованности в ближайшем социуме образовательных услуг, предоставляемых тем или иным образовательным учреждением.
Учреждение, как и многие образовательные организации не в состоянии содержать специальные группы «исследователей-маркетологов». Их обязанности возлагаются на администрацию Учреждения, а на помощь им приходит группа коллег-педагогов, причем состав этой группы меняется в зависимости от направления содержания маркетингового анализа.
Функции такой маркетинговой службы следующие:
-
анализ возможностей Учреждения;
-
анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды);
-
изучение структуры спроса на образовательные услуги, определение потенциальных потребителей образовательных услуг;
-
формирование спроса образовательных услуг;
-
разработка прогнозов и предположений по созданию новых образовательных услуг, расширению, сокращению реализуемых услуг;
-
информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей;
-
обоснование и расчет необходимых ресурсных вложений для реализации предположений на рынке;
-
разработка системы оценки качества предоставляемых услуг, в том числе на основе мнений потребителей;
-
формирование банка данных по техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг;
-
координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров в области маркетинга.
Маркетинговая деятельность Учреждения развита недостаточно и выполняется эпизодически, на основе проведенного исследования были определены основные направления оптимизации маркетинговой деятельности:
-
Работа внутри администрации: получение дополнительного профессионального образования в области стратегического маркетинга.
-
Работа с педагогическим коллективом: вовлечение большего числа педагогов в оказание образовательных услуг; создание условий для реализации новых образовательных программ и инновационных технологий.
-
Работа с клиентскими группами: активизация формирования позитивного восприятия образовательных услуг; оперативный учет запросов обучающихся и их родителей при введении новых технологий обучения, воспитания и коррекции; последовательное изучение реальных запросов обучающихся и их родителей; организация «дней открытых дверей» для информирования родителей о предоставляемых услугах.
-
Разработка комплекса продвижения образовательных услуг: создание брошюр, отражающих многообразие предоставляемых услуг, представление Учрежденияна различных образовательных форумах и выставках; реклама Учреждения в местных СМИ (ТВ, газеты, радио) и через Интернет-сайты, сайт Учреждения.
Финансовое состояние и материально-техническая база Учреждения
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:
— имущество, переданное Собственником или уполномоченным органом в установленном порядке;
— имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности;
— средства бюджета Республики Башкортостан;
— добровольные имущественные взносы и пожертвования;
— доходы от приносящей доход деятельности;
— спонсорские и благотворительные средства и гранты;
— другие, не запрещенные законом поступления.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в Уставе.
Доходы, полученные Учреждением от разрешенной Уставом приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Государственное задание для Учреждения формирует и утверждает Учредитель. Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сфере образования. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Учредитель изменяет размеры предоставляемых субсидий в случаях:
-увеличения или уменьшения объемов ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан;
-изменения в государственном задании показателей, характеризующих объемы оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
-фактического оказания государственных услуг в меньшем объеме, чем это предусмотрено государственным заданием, и (или) качеством, не соответствующим установленному государственному заданию;
-выявления дополнительной потребности учреждений в финансировании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
-выявления необходимости перераспределения объемов субсидий между учреждениями;
-выявления невозможности осуществления расходов на предусмотренные цели в полном объеме.
Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, в сфере образования, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается Учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учреждение имеет лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Республики Башкортостан.Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления Учреждением полномочий Учредителя по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Башкортостан.
Финансирование Учреждения осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД). План ФХД утверждается Учредителем. План ФХД – это основной плановый документ для финансирования Учреждения, определяет объем, целевое назначение и распределение бюджетных ассигнований на все расходы. План ФХД является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.
Имущество Учреждения, закрепленное на праве оперативного управления, может быть изъято у него полностью или частично Собственником или уполномоченным им органом в случаях, предусмотренных законодательством. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Собственник, а также Учредитель в установленном законодательством порядке.
В течение 2012-2014 гг. развитие Учреждения обеспечивалось за счет реализации мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование», федеральных, республиканских программ и планов, направленных на создания условий для повышения доступности качественного образования для детей с ОВЗ. Благодаря реализации программных и плановых мероприятий в Учреждении начаты системные изменения, направленные на обеспечение соответствия современным требованиям: оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием, пополнение библиотечного фонда школы, укрепление материальной базы для занятий физической культуры и спортом, медицинского блока, пищеблока, приобретено учебно-лабораторное оборудование в мастерские.
SWOT – анализ финансового состояния и
материально-технической базы Учреждения
Сильные стороны |
Возможности |
Повышение эффективности расходования бюджетных средств (введение подушевого финансирования). Осуществление государственной поддержки педагогических кадров. |
Внедрение новых финансово-экономических механизмов в деятельность Учреждения. Получение грантов различных уровней. Участие в реализации федеральных и республиканских целевых программ. Развитие сетевого межведомственного взаимодействия, привлечение внебюджетных средств. Создание специальных условий для реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ: оснащение образовательного процесса современными ТСО, мультимедийным и реабилитационным оборудованием, учебно-дидактическими материалами и электронно-образовательными ресурсами, обновление библиотечных фондов и т.д. Создание безбарьерной среды |
Слабые стороны |
Угрозы |
Недостаточно-современная материально-техническая база. |
Недостаточное финансирование |
Выводы:
-
необходимо расширить возможности сверхнормативного финансирования, источников внебюджетного финансирования (участие в федеральных и региональных проектах, привлечение средств за счет участия в грантах, рост доходов за счет средств привлечённых от Благотворительных фондов);
-
вести целенаправленную работу по развитию материально-технической базы Учреждения для обеспечения введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;
-
продолжить работу по созданию безбарьерной среды в Учреждении в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг.
Персонал Учреждения
Персонал Учреждения является важным ресурсом, которым нужно умело управлять. Особенностью Учреждения является творческий опытный коллектив. Одним из основных условий получения положительного результата работы Учреждения является обеспеченность педагогическими кадрами и высокая профессиональная компетентность педагогических работников.
Количество штатных педагогов (% от общего числа), прошедших повышение квалификации за последние 3года 45 педагогов (100 %). Обеспеченность школы кадрами учителей-дефектологов (97,7%)
Коллектив работоспособный, преимущественно женский. Большинство педагогов работают в Учреждении много лет. Средний возраст педагогов – 40-45 лет. Это люди с устоявшимися взглядами на образовательный процесс. Они используют испытанные методики преподавания, что ежегодно позволяет добиваться стабильных результатов. Вместе с тем, это создает ряд проблем, касающихся изменения образовательных стандартов и подходов к образованию в целом. Проведение рекомендательных бесед с педагогами по получению высшего образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога (воспитателя) и дополнительной разъяснительной работы по обоснованию инноваций в образовательном процессе. В перспективе необходимо учитывать, что неизбежны перемены и изменения кадрового состава.
SWOT – анализ педагогического коллектива
Сильные стороны |
Возможности |
Стабильность. Высокая квалификация педагогов. Большой педагогический опыт. |
Хорошие показатели успеваемости, возможность работы с любым контингентом обучающихся. Влияние на ближайшую социальную среду Учреждения |
Слабые стороны |
Угрозы |
Не все имеют высшее образование. Средний возраст педагогов 40- 45 лет |
Недостаточно высокая заработная плата педагогов при полной загруженности и полной ответственностью за жизнь и здоровье детей с ОВЗ |
Представленная таблица лежит в основе SWOT – матрицы, в которой рассматриваются пути развития педагогического коллектива Учреждения.
SWOT-матрица: выявление основных направлений развития
школьного педагогического коллектива
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
Использование сильных сторон для реализации возможностей. Формирование положительного имиджа Учреждения, позитивного восприятия образовательной услуги |
Использование сильных сторон для предотвращения угроз. Адаптивность образовательных программ к требованиям рынка образовательных услуг |
Слабые стороны |
Преодоление слабых сторон за счет возможностей. Работа по реализации социального заказа на образование |
Минимизация слабых сторон для избегания угроз. Работа по обновлению педагогических кадров. Разработка системы постоянного повышения квалификации педагогических кадров. Повышение информированности педагогов о целесообразности предлагаемых перемен |
Выводы:
-
специфика педагогического коллектива позволяет планировать и реализовывать инновационные изменения в Учреждении;
-
однако для их внедрения необходимо вести продуманную разъяснительную работу среди педагогов;
-
большее внимание следует уделять повышению педагогического мастерства педагогов с использованием различных форм повышения квалификации, в т.ч. по увеличению числа учителей-дефектологов с использованием курсовой переподготовки;
-
следует уделить внимание формированию положительного имиджа Учреждения, позитивного восприятия образовательной услуги.