Раздел 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Учреждение представляет собой образовательную организацию в которой реализуется адаптированная основная образовательная программа образования для обучающихся с ОВЗ. При этом обучающиеся ориентированы на получение качественного образования, на максимальное развитие познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных способов деятельности, а так же на формирование учебных компетентностей, которые будут являться практической основой их будущей жизни, социализации обучающихся с ОВЗ.

Образовательная система Учреждения направлена на реализацию потенциальных возможностей, удовлетворение индивидуальных склонностей, интересов, запросов, развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ОВЗ.

Главным условием успешности развития Учреждения является сочетание высокого профессионализма педагогов и мотивации обучающегося. Целью образовательного взаимодействия является с одной стороны развитие личности обучающихся с ОВЗ и его успешная социализация, а с другой стороны самореализация каждого педагога.

4.1. МИССИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

Миссия Учреждения, ориентированного на инновационное развитие, предполагает постоянное стремление к новому, экспериментированию, ориентацию на действие, на достижение поставленных целей. Научно обоснованный выбор  целей развития Учреждения предполагает поиск, разработку и внедрение инноваций в том объёме, который необходим для адекватной и, что особенно важно, созидательной реакции на изменения во внешней и внутренней среде.

Контингент детей из неблагополучных семей, где они сталкиваются с резко отрицательными аспектами поведения родителей. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица – все эти факторы влияют на школу в целом, и на каждого отдельного человека. Родители либо озабочены только материальным положением семьи и не уделяют должного внимания воспитанию, либо сами родители социально не адаптированы в силу своего же умственного развития и ведут аморальный образ жизни. Во многих семьях отрицательное влияние на развитие детей, их нравственное становление носит скрытый характер.

Миссией Учреждения является выполнением следующих задач:

  • предоставление обучающимся с ОВЗ широкого поля образовательных возможностей, ориентированных на качественное образования и реализацию ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

  • создание равных условий, необходимых для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации, основанных на идеях интегрированного обучения и воспитания;

  • вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в совместную со школой  деятельность;

  • в повышении культуры, реализующей приоритетные направления образовательной политики для детей с ОВЗ, способствующей развитию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

  • высокий уровень сформированности практических навыков и способов деятельности, которые помогут обучающимся с ОВЗ адаптироваться к условиям и требованиям быстроменяющегося и развивающегося мира;

  • формирование физически здоровой и духовно-нравственной личности с ярко выраженной гражданской позицией.

    1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для выполнения миссии и получения желаемого образа выпускника Учреждения в своей деятельности будет руководствоваться следующими принципами: гуманизации, целостности образовании, гуманитаризации образования, демократичности, развивающего обучения, дифференциации обучения, индивидуализации, принцип социальной мотивации. принцип деятельностности и  креативности.

В качестве доминирующих принципов построения учебно-воспитательной и коррекционной работы выдвигаются принципы:

— природосообразностисуть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать обучающихся с ОВЗ с его индивидуальными особенностями и уровнем развития;

— целостности и комплексности означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств обучения и воспитания, учета всех фактов и сторон учебно-воспитательного процесса; заключается в необходимости формирования у обучающихся не разрозненных сведений и понятий, а стройной логической системы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей;

— демократизации — сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения;

— выбора — суть данного принципа педагогически целесообразно заключается в том, чтобы обучающийся с ОВЗ мог жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса жизнедеятельности в Учреждении;

 — творчества и успеха — благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Это позволяет достичь успеха в том или ином виде деятельности, способствует формированию позитивной Я — концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я»;

— доверия и поддержки — вера в ребенка, доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению;

толерантности — терпимость предполагает учитывать мнения других людей, учет их интересов, традиций, культуры;

коррекционной направленности — заключается в исправлении или ослаблении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения и воспитания посредством использования специальных методических приемов; предполагает знание и учет структуры дефекта обучающихся, опору на сохранные и положительные стороны психики и поведения, индивидуализацию содержания, темпов и сроков пропедевтического периода и собственно обучения; направлен на формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развитие самостоятельности обучающихся;

воспитывающей и развивающей направленности — связан с необходимостью формирования у обучающихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе и содействия их общему психическому и физическому развитию;

научности и доступности — предполагает отражение современных достижений науки, организацию образовательного и воспитательного процессов на уровне реальных возможностей обучающихся, в ситуациях, приближенных к реальным;

социальной мотивации, который отражает обусловленность образования общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания обучающихся, реализуется на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью предприятий, организаций, учреждений; предполагает опору на жизненный опыт детей и подготовку к самостоятельной жизни в обществе;

индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учет индивидуальных способностей с выявлением типических особенностей, присущих определенной группе и отдельно каждого обучающегося с ОВЗ

    1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ

Методологическую основу концепции представляют основополагающие идеи:

  • философии образования, исследующей проблемы психолого-педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Д.И. Менделеев, К.Н. Вентцель и др.), аксиологии (В.А. Коваленко);

  • обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.В. Занков, Г.М. Дульнев);

  • классификации умственной отсталости с целью коррекции и прогноза социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями (С.С. Ляпидевский, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева);

  • личностно-деятельностного подхода (В.А. Лекторский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, B.C.Швырев и др.);

  • дефференцированного обучения (Л.С. Вавина, И.Г. Еременко, Г.Н. Мерсиянова);

  • социальной ориентации и адаптации обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью ( (Г.М. Дульнев, В.Л. Василевская, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Г.В. Цикотто)

  • педагогической инноватики в психолого-педагогической науке  (В.И. Долгова, О.С. Советова, В.А. Сластенин, Л.Л. Ворошилова и др.);

  • технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, обучения как исследования, организации групповой учебной деятельности обучающихся, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий обучения, технологии формирования творческой личности, технологии развития критического мышления и коллективного творческого воспитания (по И. Иванову и др.).

4.4. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Итоговая аттестация обучающихся с УО регламентируется: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.), «Письмом Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N29/14486 «О Рекомендациях о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», в дальнейшем с 01.09.2016 г. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599.

Цель выпускного экзамена по трудовому обучению – проверка соответствия знаний выпускников требованиям адаптированной основной образовательной программы, глубина и прочность полученных знаний, умений их применять в практической деятельности.

Итоговая аттестация по завершению реализации адаптированной основной образовательной программы предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики, основ социальной жизни и оценку знаний и умений по выбранному профилю трудового обучения.

Выпускной экзамен по профилю трудового обучения является обязательным для обучающихся IX, XI классов, завершающих освоение адаптированной основной образовательной программы. В IX классах проводится выпускной экзамен по профессионально – трудовому обучению, в XI классах- выпускной экзамен по производственному обучению.

Итоговой аттестацией для обучающихся с ОВЗ является достижение результатов освоения СИПР. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности.

    1. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА И МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Концептуальная модель педагога:

  1. Наличие высокого уровня общей и коммуникативной культуры, осуществляемой в режиме диалога; принятие обучающихся, любого другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение, умение создавать ситуацию успеха для обучающихся.

  2. Способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности.

  3. Способность к освоению достижений теории и практики коррекционной педагогики, психологии.

  4. Способность осуществлять педагогическую деятельность, направленную на выявление индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося, подбор адекватных для него методов и приемов коррекционно-развивающей работы с целью определения индивидуального образовательного маршрута.

  5. Способность осуществлять педагогическую деятельность, направленную на успешную социализацию и трудовую адаптацию обучающегося с особыми образовательными потребностями.

  6. Способность осуществлять педагогическую деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья как главной ценности человека.

  7. Способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности.

  8. Стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов.

  9. Стремление и способность к саморазвитию, самоизменению, самоанализу.

  10. Готовность проводить исследования, рефлексию своей деятельности в вопросах здоровьесбережения и коррекционной педагогики.

  11. Способность к оказанию социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, проведению диагностики резервов развития обучающегося.

  12. Принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога, осознание целей и ценностей педагогической деятельности, позитивное настроение, желание работать, высокая профессиональная самооценка.

  13. Умение проектировать собственное профессиональное и личностное развитие.

  14. Стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции.

  15. Владение культурой получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях нарастания информационных потоков, регулярное использование информационно-коммуникативных технологий, интернет-технологий в профессиональной деятельности.

Концептуальная модель выпускника с легкой степенью ОВЗ:

  1. Социально активный, умеющий работать «в команде».

  2. Любящий свой народ, свой край, свою Родину.

  3. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  4. Любознательный, активно и заинтересовано познающий мир.

  5. Владеющий основами умения учиться, простейшими навыками самоконтроля, культуры поведения и речи, способный к организации собственной деятельности и применению полученных знаний на практике.

  6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

  7. Доброжелательный, владеющий культурой общения, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

  8. Выполняющий правила здорового, экологически целесообразного и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  9. Творческий, осознающий ценность труда, ориентирующийся в мире профессий.

Концептуальная модель выпускника:

1. Адекватный, социализированный, умеющий ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения.

2. Умеющий самостоятельно ориентироваться в задании (используя предметные образцы, рисунки, чертежи, их сочетание).

3.Доброжелательный, владеющий навыками устной разговорной речи, умеющий отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

4. Выполняющий правила здорового, экологически целесообразного и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

5. Владеющий элементарными навыками письма, счета и простыми навыками трудовых операций.

6. Готовый качественно выполнять работу, давать простой отчет о ходе ее выполнения.

7. Желающий вести здоровый образ жизни.