Раздел 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

Учреждение– это динамично развивающаяся организация. Основное развитие происходит в направлении совершенствования качества предоставляемых услуг. Стратегическая цель развития Учреждения предполагает организацию коррекционно-образовательной среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, создание оптимальных педагогических условий, помогающих ребенку выразить себя в образовательной, трудовой, досуговой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Программа направлена на установление прочной взаимосвязи с окружающим социумом, обеспечение их широты и многообразия, на понимание единства коллектива как самоценности жизни, которая проявляется в сотрудничестве, партнерских отношениях, взаимодействии, единении, взаиморазвитии всех участников детского коллектива.

Исходя из вышеизложенного, формируются следующие стратегические направления развития Учреждения.

Первое стратегическое направление – переход на ФГОС образования обучающихся с ВОЗ, создание условий для развития инновационной деятельности Учреждения.

Цель: обновление содержания и технологий образования для формирования общей культуры обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Задачи:

  • введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

  • создание условий для реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

  • формирование системы мониторинга образовательного процесса;

  • совершенствование инновационной составляющей коррекционно-образовательного и воспитательного процессов;

  • создание системы инновационного образования через проведение совместных фундаментальных и прикладных исследований, участие в региональных, федеральных, международных конкурсах, конференциях, семинарах;

  • включение в систему международного сотрудничества Учреждения через участие в международных Интернет и онлайновых конференциях, научно-практических семинарах.

  1. Переход на ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, создание условий для развития инновационной деятельности Учреждения

(перспективный план реализации)

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты,эффекты

1.1.

Введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, заместители директора

С 1 сентября 2016 г.

Выполнение показателей государственного задания

1.2.

Отработка механизма определения регионального норматива подушевого финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Нормативные акты, методические рекомендации для обеспечения введения НПФ в условиях ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

1.3.

Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, заместители директора, рабочая группа

Весь период

Создание нормативно-правового поля введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ. Приведение локальных актов школы-интерната в соответствие с ФГОС

образования обучающихся с ОВЗ .

1.4.

Проведение обследования по оценке готовности к введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, заместители директора, рабочая группа

Август 2016 г.

Участие в опросах, экспертных сессиях

1.5.

Своевременная подготовка финансового обоснования и заявки на дополнительные расходы, связанные с введением ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, главный бухгалтер

Ежегодно в августе

Обеспечение финансирования введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

1.6.

Повышение квалификации педагогических кадров для реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Заместители директора

Весь период

Подготовка педагогических кадров к реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

1.7.

Подготовка и участие в мониторинге условий для реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в субъектах Российской Федерации

Заместители директора

Сентябрь 2016 – декабрь 2017 г.

Создание условий для реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в школе-интернате

1.8.

Совершенствова-

ние системы оценки качества образования обучающихся с ОВЗ;

— нормативное обеспечение функционирования школьной системы оценки качества образования

Директор Учреждения, заместитель директора по учебной работе (далее УР)

Весь период

Построение качественной модели системы оценки качества образования обучающихся с ОВЗ

1.9.

Реализация федеральной модели учета внеучебных достижений обучающихся (портфолио)

Заместители директора

Весь период

Обеспечение полного учета индивидуальных достижений обучающихся для формирования их портфолио

1.10.

Разработка и утверждение рабочих программ отдельных учебных предметов, программ внеурочной деятельности

Заместители директора, педагогичес

кий коллектив

Весь период

Обеспечение доступности качественного образования

1.11.

Мониторинг материально-технических ресурсов на соответствие требованиям ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе (далее АХР)

Весь период

Обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами процесса введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

1.12.

Совершенствование инновационной составляющей образовательного процесса

Директор Учреждения, заместители директора, педагогичес

кий коллектив

Весь период

Внедрение инновационных технологий в работу собучающимися с ОВЗ, работа педагогов по темам самообразования в контексте методической темы школы-интерната: Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность в условиях перехода на ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

1.13.

Организация систематической работы по выявлению, обобщению, распространению передового педагогического опыта

Заместители директора, Методичес-

кий совет, руководи-тели методичес-ких объединений (далее МО)

Весь период

Внедрение лучших педагогических практик и результатов научных исследований в образовательный процесс

Второе стратегическое направление – развитие кадрового потенциала Учреждения

Цель: совершенствование профессиональной компетентности персонала Учреждения.

Задачи:

  • обновление кадрового состава;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства;

  • распространение передового педагогического опыта, проведение открытых уроков, мастер классов, внеклассных мероприятий;

  • прохождение аттестации, курсов повышения квалификации;

  • участие в научно-практических конференциях, издание пособий методических рекомендаций, публикаций.

  1. Развитие кадрового потенциала Учреждения

(перспективный план реализации)

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты, эффекты

2.1.

Обеспечение успешной адаптации и закрепления молодых специалистов в Учреждении

Директор Учреждения

Весь период

Обновление кадрового состава

2.2.

Участие в конкурсах профессиональ-ного мастерства

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов Учреждения, увеличение количество участников профессиональных педагогических конкурсов

2.3.

Реализация плана курсовой подготовки педагогов

Заместители директора

Весь период

Повышение профессионализма педагогов

2.4.

Участие в сетевых педагогических сообществах, занимающихся развитием профессиональ-ного потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Развитие и совершенствование педагогического мастерства, повышение квалификации педагогических кадров, обобщение передового педагогического опыта.

2.5.

Размещение на сайте Учреждения материалов о системе повышения квалификации педагогов, инновациях, открытых мероприятиях

Заместители директора, ответственный за сайт Учреждения

Весь период

Реализация системы повышения квалификации педагогов, распространение передового педагогического опыта

2.6.

Подготовка публикаций педагогов в профессиональных изданиях, в средствах массовой информации

Заместители директора

Весь период

Рост числа публикаций педагогов

2.7.

Апробация новой формы аттестации педагогических кадров

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Рост числа аттестованных педагогов, повышение процентов учителей имеющих высшую квалификационную категорию

2.8.

Пополнение школьной медиатеки «Уроки педагогического мастерства»

Заместители директора, Методический совет, руководители МО

Весь период

Рост числа пользователей медиатеки

2.9.

Проведение педагогами школы мастер-классов, открытых мероприятий

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Распространение передового педагогического опыта

2.10.

Совершенствова-ние механизма материального и морального стимулирования учителей, дифференциации заработной платы педагогов в зависимости от качества предоставляемых образовательных услуг

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Повышение заинтересованности педагогов в результатах своего труда

Третье стратегическое направление – создание доступной архитектурной и информационной среды, совершенствование школьной инфраструктуры

Цель: создание условий для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ.

Задачи:

— создание безбарьерной среды;

  • создание единого информационного пространства Учреждения;

  • расширение применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-образовательном и воспитательном процессе;

  • внедрение дистанционного обучения;

  • формирование информационной компетентности педагогов;

  • развитие материально-технической базы Учреждения;

  • улучшение условий безопасного пребывания обучающихся с ОВЗ в Учреждении.

  1. Создание доступной архитектурной и информационной среды, совершенствование школьной инфраструктуры

(перспективный план реализации)

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты, эффекты

3.1.

Создание безбарьерной среды;

Создание условий для реализации ФГОС ОВЗ (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598, и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599), в том числе за счет средств Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Создание специальных условий реализации АООП для всех категорий детей с ОВЗ

3.2.

Использование персонифицированных моделей повышения квалификации, дистанционной системы повышения квалификации

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Реализация новой модели системы повышения квалификации педагогических работников:

2016 г. – 7 чел.;

2017 г. – 4 чел.;

2018 г. –3 чел.;

2019 г. – 4 чел.;

2020 г. – 4чел.

Формирование информационной компетентности педагогов

3.3.

Обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования

Директор Учреждения, заместитель директора по УР

Весь период

Построение качественной модели системы оценки качества образования обучающихся с ОВЗ

3.4.

Проведение мониторинга оснащенности коррекционно-образовательного процесса

Заместители директора

Весь период

Оснащение образовательного процесса современными ТСО

3.5.

Пополнение библиотечного фонда Учреждения современными учебно-методическими комплексами, информационными цифровыми ресурсами

Директор Учреждения, заместители директора, библиоте-карь

Весь период

Обновление библиотечных фондов

3.6.

Оснащение кабинетов современным мультимедийным и реабилитационным оборудованием

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Развитие материально-технической базы, повышение уровня обеспеченности Учреждения современным учебным оборудованием

3.7.

Подключение каждого рабочего места учителя к Интернету

Директор Учреждения, заместители директора

2019 год

Создание единой образовательной информационной среды

3.8.

Оснащение кабинетов Учреждения современными учебно-дидактическими материалами, электронно-образовательными ресурсами

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Развитие материально-технической базы, повышение уровня обеспеченности Учреждения современными образовательными ресурсами

3.9.

Апробация электронных дневников и журналов

Директор Учреждения, заместители директора

2018 г.

Переход на электронный школьный документооборот

3.10.

Проведение работы по организации текущего ремонта зданий Учреждения

Директор Учреждения, заместитель директора по АХР

Весь период

Обеспечение безопасных условий обучения:

-ремонт фасада и кровли Учреждения;

-асфальтирование пришкольной территории;

-ремонт напольного покрытия, ремонт спортивного зала;

-организация парковочной площадки;

-замена линолеума в помещениях;

-текущий ремонт в классах, блоках

3.11.

Благоустройство зоны пришкольного участка

Директор Учреждения, заместитель директора по АХР

Весь период

Улучшение условий пребывания обучающихся в Учреждении

3.12.

Мероприятия по укреплению противопожарного состояния и антитеррористической защищенности, а также защищенности от криминальных проявлений

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Улучшение условий безопасного пребывания обучающихся в Учреждении, ликвидация угрозы для жизни детей

3.13.

Укрепление состояния безопасности образовательной организации в ЧС мирного и военного времени

Директор Учреждения, заместители директора

Весь период

Улучшение условий безопасного пребывания обучающихся в Учреждении, ликвидация угрозы для жизни детей

Четвертое стратегическое направление – создание здоровьесберегающей образовательной среды в Учреждении с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ

Задачи:

  • формирование у педагогов и обучающихся с ОВЗ идеологии здоровья как жизненной необходимости;

  • обеспечение сохранности и укрепление здоровья обучающихся и персонала Учреждения за счет создания безопасных и комфортных условий, расширение услуг медицинской реабилитации в Учреждении;

  • обновление содержания и технологий образования, позволяющих уменьшить психоэмоциональные нагрузки участников образовательного процесса;

  • организация рациональной системы питания обучающихся;

  • повышение эффективности профилактики заболеваемости и двигательной активности обучающихся с ОВЗ;

  • организация мониторинга здоровья и физического развития, координация деятельности специалистов в данном направлении;

  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации коррекционно-образовательного процесса, норм охраны труда.

  1. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в Учреждении с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ (перспективный план реализации)

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты,эффекты

4.1.

Составление индивидуальных учебных планов для обучающихся на дому

Заместитель директора по УР

Август-ежегодно

Сохранение показателей состояния здоровья школьников

4.2.

Реализация программы «Здоровье», вакцинопрофилактика

Директор Учреждения, заместители директора, медицинский персонал, педагог-психолог, социальный педагог

Весь период

Снижение заболеваемости среди обучающихся с ОВЗ

4.3.

Проведение физкультурно-оздоровительной работы со школьниками

Директор Учреждения, заместители директора, учителя физической культуры

Весь период

Повышение эффективности профилактики заболеваемости обучающихся с ОВЗ

4.4.

Совместная работа Учреждения и медицинских учреждений по профилактике алкогольной и наркотической зависимости обучающихся с ОВЗ. Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися и их родителями, направленной на формирование ценности здоровья и ЗОЖ

Директор Учреждения, заместители директора, медицинский персонал, педагог-психолог, социальный педагог

Весь период

Предотвращение появления обучающихся, склонных к курению, к употреблению ПАВ и спиртных напитков

4.5.

Совершенствование работы с детьми разных групп здоровья на уроках физической культуры

Заместитель директора по УР, учителя физической культуры

Весь период

Повышение эффективности проведения уроков физической культуры с обучающимися различных групп здоровья

4.6.

Совершенствование оснащения медицинского блока Учреждения

Директор Учреждения, медицинский персонал

Весь период

Оснащение медицинского блока современным оборудованием. Создание условий, обеспечивающих профилактику заболеваний и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ

4.7.

Организация рациональной системы питания обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, медицинский персонал

Весь период

Сохранение показателей состояния здоровья школьников

4.8.

Мониторинг состояния здоровья школьников. Регулярное проведение диспансеризации обучающихся с ОВЗ

Директор Учреждения, медицинский персонал

Весь период

Сохранение показателей состояния здоровья школьников

4.9.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации коррекционно-образовательного процесса, норм охраны труда, осуществление здоровьесберегающего режима работы Учреждения

Директор Учреждения, заместители директора, медицинский персонал

Весь период

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ и сотрудников Учреждения

4.10.

Обеспечение оптимального режима двигательной активности.

Использование в образовательном процессе малых форм физического воспитания и психологической разгрузки (физминутки, минут релаксации и т.д.)

Заместители директора

Весь период

Создание условий, обеспечивающих профилактику заболеваемости школьников

4.11.

Организация и проведения дней здоровья

Учителя физической культуры

Весь период

Достижение мотивации обучающихся с ОВЗ к ведению здорового образа жизни

4.12.

Проведение научно- практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

Директор Учреждения, заместители директора

Ноябрь 2019 г.

Совершенствова-ние научно-методического обеспечения поддержки здоровья обучающихся

Пятое стратегическое направление – развитие государственно-общественной системы внутришкольного управления, сетевого межведомственного взаимодействия.

Цель: повышения качества предоставления образовательной услуги обучающимся с ОВЗ.

Задачи:

-создание гибкой эффективной системы внутриорганизационного управления Учреждением;

-информационная открытость и доступность Учреждения;

-укрепление позитивного имиджа Учреждения;

-разработка механизма взаимодействия Учреждения с другими социальными институтами;

-усиление внешних связей с целью осуществления непрерывности профессионального роста педагогического коллектива.

5.Развитие государственно-общественной системы внутришкольного управления, сетевого межведомственного взаимодействия

(перспективный план реализации)

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты,

эффекты

5.1.

Обеспечение соблюдение принципа государственно-общественного управления в деятельности Учреждения

Директор Учреждения

Весь период

Реализация принципа государственно-общественного управления в деятельности Учреждения, участие родителей, обучающихся, общественности в развитии Учреждения

5.2.

Совершенствова-ние системы общественной оценки качества образования со стороны потребителей, объединений педагогов:

— ежегодные публичные доклады директора Учреждения;

— публичные слушания по итогам учебного года по Программе

Директор Учреждения, заместители директора

Ежегодно

Повышение открытости Учреждения, участие общественности в управлении Учреждением

5.3.

Сетевое взаимодействие с вузами, учреждениями культуры, здравоохранения, общественными организациями

Директор Учреждения

Весь период

Реализация возможностей сетевого взаимодействия, повышение открытости образовательной среды

5.4.

Развитие маркетинговой деятельности Учреждения

Директор Учреждения

Весь период

Формирование спроса и конкурентоспособности образовательной услуги

5.5.

Размещение информации о деятельности Учреждения на школьном сайте, в средствах массовой информации

Совет Учреждения, Методический совет Учреждения, директор Учреждения

Весь период

Повышение конкурентоспособности Учреждения в образовательном пространстве

5.6.

Расширение полномочий в деятельности школьного самоуправления

Директор Учреждения

Весь период

Повышение эффективности государственного общественного управления Учреждением

5.7.

Расширение возможностей сверхнормативного финансирования, источников внебюджетного финансирования

Директор Учреждения, главный бухгалтер, Попечитель-ский совет Учреждения

Весь период

Участие в федеральных, региональных проектах.

Привлечение средств за счет участия в грантах.

Рост доходов от предприниматель-ской и иной, приносящей доход деятельности.

Рост доходов от Благотворительных фондов.